БЕЗОПАСНОСТЬ ДОУ
На проблему безопасности детей не может быть иного взгляда, как на проблему острую, важную, требующую чётких, скоординированных действий педагогов, родителей, работников различных служб и ведомств.
«…Всё, что мы делаем, мы делаем для тех, кого любим сильнее всего – для наших детей».
К сожалению, ежегодная статистика, показывает рост числа происшествий, в которых страдают дети. Это: пожары в жилых зданиях, аварии на дорогах; происшествия с детьми в доме, на улице, в образовательных учреждениях.
В связи с этим растёт обеспокоенность родителей. Если раньше при оформлении ребёнка в дошкольное учреждение, родители интересовались комфортными развивающими условиями в детском саду, то сегодня первоочередные вопросы связаны с безопасностью, а именно:
· вопросы пожарной безопасности и антитеррористической защищённости;
· уровень компетентности персонала, работающего с детьми;
· какое внимание уделяется вопросам личной безопасности ребёнка.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТА
Приказ об обеспечении безопасности №128 от 21.12.2012 комитета администрации Тюменцевского района Алтайского края по образованию
Приказ об обеспечении безопасности "№33 от 21.12.2016
Приказ №5 " Об организации режима безопасности"
Приказ №10 от 13.03.2017 "О проведении единого урока безопасности"
На объекте имеются:
· Инструкция по противодействию терроризму и действиям в экстремальных ситуациях для педагогического состава, обслуживающего персонала и воспитанников;
· инструкция поведения и действия сотрудников детского сада при угрозе и осуществлении террористического акта;
· инструкция по действиям руководителя при получении угрозы по телефону и в письменной форме;
· функциональные обязанности должностных лиц на случай чрезвычайной ситуации в общеобразовательных учреждениях;
· инструкция по эвакуации людей и имущества в случае возникновения пожара;
· порядок оповещения должностных лиц объекта;
· телефоны диспетчерских служб.
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ
Далеко не все взрослые знают самые простые правила пожарной безопасности. Но все без исключения родители испытывают беспокойство за жизнь и здоровье детей. Обязанность руководства – всеми возможными способами избежать угрозы детскому и взрослому коллективу образовательного и дошкольного учреждения.
Мероприятия с сотрудниками МКДОУ по обеспечению пожарной безопасности:
· Инструктажи по пожарной безопасности: вводный; первичный на рабочем месте; повторный; внеплановый; целевой.
· Практические занятия по отработке плана эвакуации и порядка действий при чрезвычайных ситуациях, по пользованию средствами пожаротушения.
· Оформление стенда наглядной агитации по пожарной безопасности.
· Работа с детьми по ознакомлению с правилами пожарной безопасности.
Мероприятия с детьми по формированию правил безопасного поведения:
· Цикл занятий.
· Чтение художественной литературы.
· Рассматривание иллюстраций.
· Театрализация сказки "Кошкин дом”.
· Экскурсии в пункт пожарной охраны.
· Сюжетно-ролевая игра "Мы пожарные”.
· Издание памяток, брошюр, консультаций.
· Просмотр видеофильмов.
· Моделирование ситуаций.
· Элементарное детское экспериментирование (опасная свеча).
· Рисование и изготовление поделок.
· Мероприятия с родителями воспитанников ДОУ по обеспечению пожарной безопасности:
· Подготовка информационных стендов.
· Беседы, консультации.
· Опросы, анкетирования.
Проведение данных мероприятий в ДОУ способствует снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, повышению уровня ответственности сотрудников, созданию безопасных условий жизнедеятельности и формированию безопасного поведения участников образовательного процесса.
Решающим условием обеспечения безопасности детей является формирование у них с детства навыков личной безопасности. Ребёнок может попасть в различные опасные жизненные ситуации. Наиболее распространенными являются: контакты с незнакомыми людьми, остался один в квартире, нашёл подозрительный предмет и др. И чтобы помочь себе, он должен усвоить элементарные знания о том, как вести себя в каждом конкретном случае. В детском саду эти знания закладываются через систему игровых заданий и моделирование проблемных ситуаций, направленных на формирование основ личной безопасности ребёнка, ценностей здорового образа жизни, на успешную адаптацию при переходе из детского сада в школу.
Размещение стендов о правилах безопасности в детском саду - это не просто дежурная предосторожность, а возможность познакомить детей с основными правилами поведения в экстремальной ситуации.
До шести-семилетнего возраста ребёнок находится под непосредственным присмотром взрослых людей, а первокласснику предстоит быть самостоятельным. В дошкольном возрасте ребёнок научится называть полный домашний адрес, свой домашний телефон; не разговаривать и никуда не отходить с посторонними людьми; если чужой попытается дотронуться или увести с собой - кричать, как можно громче: «Я его не знаю!».
Некоторые представленные фрагменты программы могут показаться незначительными и несущественными. Но в работе с детьми мелочей не бывает. Именно из них формируется система знаний ребёнка о безопасном поведении, именно из деталей складывается система комплексной безопасности в целом.
О ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
Актуальным аспектом безопасности для детского сада было и остаётся обучение детей «Азбуке дорожного движения». Из практического опыта известно, что наиболее эффективными являются те формы работы, когда ребёнок является активным участником ролевых игр, конкурсов, театрализованных представлений с участием родителей, особый интерес вызывают. Современный родитель сегодня не довольствуется пассивной ролью наблюдателя. Для ребёнка он - первый педагог, а для детского сада - полноправный партнёр. Вместе мы убеждены: единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И единственным способом - своим личным примером.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО БЕЗОПАСНОГО ПИТАНИЯ.
Актуальным аспектом обеспечения комплексной безопасности является организация здорового безопасного питания.
В целях обеспечения безопасного питания все поступающие продукты проходят строгий контроль со стороны администрации и медицинских работников. В рамках производственного контроля проводятся лабораторные исследования воды, готовой продукции; исправность технологического оборудования в пищеблоке обеспечивают специалисты обслуживающих организаций.
Организация безопасности на прогулках в зимний период
Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям, но и омрачает радость детей и родителей очень распространенными травмами, простудными заболеваниями. Обеспечение безопасности жизни детей - одна из основных задач для родителей и педагогов ДОУ. При этом важно не просто оградить дошкольника от опасностей, а научить его, подготовить к возможной встрече с ними.
Формирование понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов происходит через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей. Необходимо формировать целостное представление картины мира, о человеке, как части природы, рассказывать, что к природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей.
Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать знания о правилах безопасности в природе важно начать с выявления уровня знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков при помощи:
· беседы: как избежать неприятностей в лесу, на речке и др;
· различных видов игровой деятельности: сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных, подвижных и игр-драматизаций;
· разбора проблемных ситуаций.
Воспитание культуры безопасного поведения предполагает овладение детьми навыками корректного поведения в разнообразных ситуациях, предупреждение и преодоление потенциально опасных ситуаций, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях.
С наступлением зимы потенциальных опасностей на улице становится больше, следовательно, актуальна проблема формирования у детей навыков безопасного поведения в зимнее время года.
Мы, взрослые, должны не просто оградить ребенка от опасностей, которые встречаются в зимнее время года, а подготовить к возможной встрече с ними, привить им навыки безопасного поведения. Создавая условия для воспитания культуры безопасного поведения у дошкольников в зимнее время года, необходимо содействовать овладению каждым ребенком навыками безопасного поведения на зимних прогулках в процессе бытовой, игровой, двигательной, коммуникативной и других видов деятельности.
Важная составляющая деятельности по проекту – это взаимодействие с родителями. Для того чтобы заинтересовать родителей данной проблемой, воспитатели ДОУ организовали консультации, выпустили памятки.
Задачи: повышать компетентность родителей в вопросах формирования у детей навыков безопасного поведения на прогулке в зимний период времени; формировать готовность родителей к сотрудничеству в вопросах развития у детей навыков безопасного поведения.
Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него.
Реализация проекта позволила моим ребятам дошкольного возраста овладеть элементарными знаниями о правилах безопасного поведения в зимнее время года; дети стали сознательно относиться к соблюдению этих правил, проявляют интерес к собственной безопасности.
Перед нами стоят задачи:
1. Выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения зимой на улице.
2. Приобщать детей к правилам безопасного поведения во время зимних игр.
3. Развивать способности у детей к предвидению возможной опасности.
4. Развивать умение детей обращаться за помощью к взрослым.
5. Развивать интерес детей к собственной безопасности.
6. Привлечь родителей к проблеме формирования у детей элементарных представлений о безопасности в зимнее время года.
Система работы по предупреждению детского травматизма
1. В ДОУ четко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада:
оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) дважды в год в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки.
2. Воспитатели и администрация детского сада ежедневно ведут проверку прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, оборудование на участках должно быть закреплено;
игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.
3. В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок, ступенек крыльца, наружных лестниц от снега и льда, посыпанию песком.
4. Воспитателями ДОУ в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, лазания, спрыгивания с возвышенностей, катания на санках в зимний период, проводится проверка выносного материала (лопаток, ледянок, вертушек).
5. Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в
исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей и требованиями СанПиН.
2. Мероприятия с персоналом ДОУ по профилактике детского травматизма:
Заведующим ДОУ проведены дополнительные инструктажи по охране труда и здоровья детей; проводятся целевые инструктажи по охране жизни и здоровья детей во время проведения экскурсий и прогулок за пределами детского сада;
Работа с дошкольниками по безопасности проводится с использованием различных форм.
Это:
- непосредственно образовательная деятельность
- Беседы
- Целевые прогулки
- Экскурсии
- Встречи с интересными людьми
- Игры